Ваш Городок № 3
В будущем, возможно, этим вопросом придётся задаться жителям города Прохладного и Прохладненского района
Нынешний 2010 год обещает стать рекордным по колличеству поправок, вносимых в различные законодательные акты нашей страны. Изменения внутриполитической и экономической конъюнктуры заставляют взглянуть по-новому на многие вещи. Среди документов, которые должны подвергнуться корректировке, окажется и принятый ещё в 2003 году 131-й Федеральный закон " Об общих принципах организации местного самоуправления ". Законотворцам, в частности, предстоит четко зарегламентировать механизм добровольного объединения соседствующих муниципальных образований- городов и районов, раздельное сосуществование которых с учетом многих социально-экономических факторов со временем утрачивает свою эффективность.
Вопрос, хоть и представляет из себя палку о двух концах, тем не менее, далеко непраздный, и имеет право на всестороннее обсуждение. Не исключено, что в обозримом будущем он может приобрести актуальность для города Прохладного и Прохладненского района. Тем более, что история знает времена совместного проживания горожан и сельчан в пределах одной административной еденицы. До середины прошлого века вся эта земля умещалась под началом Прималкенского района, и лишь затем, с преобразованием станицы Прохладной и её железнодорожной станции в одноимённый город, произошло сущесвующие и по сей день разделение. В советский период решение насущных вопросов на местах осуществляли городские и районные исполнительные комитеты, в каждом из которых, в принципе, как и сейчас, работал свой руководитель, а также команда его подчинённых.И лишь полномочия " всевышнего " первого секретаря ЦК Компартии простирались на всю округу, порой невелируя многие юрилические разграничения и противоречия в полмочиях гор- и райисполкома. Между тем по-прежнему складывалось так, что город и район дружно шагали вместе по пути развития, всё больше обретая прямую или косвенную зависимость друг от друга в различных сферах жизнедеятельности. С распадом СССР такое положение вещей не только не претерпело изменений, но и, наоборот, укрепилось. Прямая взаимозависимость окрестных сёл и города прослеживается повсюду. В этой связи совершенно не случайно, что в сферу деятельности ряда государственных, муниципальных и общественных организаций- пенсионного фонда, миграционной службы, налоговой инспекции, различных надзорных органов, больницы, предприятия общественного транспорта и других, входит одновременное обслуживание населения города Прохладного и Прохладненского района. Работа в таком режиме является оптимальным вараинтом, как с экономической, так и практической точки зрения. Сложнее ситуация с распределением функций органов местного самоуправления при принятии стратегически важных решений, когда интересы старых добрых соседей тесно переплетаясь,выливаются в казусы, эффективно решать которые в рамках действующего 131-го закона не представляется возможным.Нередко возникает ситуация, когда два органа исполнительной власти, расположенные к тому же в одном и том же населенном пункте, при всём желании руководителей юридически не могут прийти к общему знаменателю по некоторым вопросам. Им разве что и остаётся на свой страх и риск идти на нарушение закона, либо откладывать дело в долгий ящик. Отсюда напрашивается вывод- нужен один "хозяин", поскольку в условиях многопартийной системы, как прежде, рассчитывать на волевое решение мудрого и всесильного секретаря ЦК уже не приходится.
Вместе с тем дробление на множество муниципальных образований в целом выгодно для субъектов Федерации, оссобенно дотационных. Кабардино-Балкария в этом смысле один из таких примеров. Чем больше административных единиц- тем на значительный объём денежных средств можно ежегодно расчитывать из федерального бюджета. Впрочем, вечно этот механизм работать не может, поскольку в Кремле,похоже начали сопоставлять вложенные в регионы деньги с результатами работы местных властей. Также в подобном случае может сработать схема поглощения, когда более самодостаточный и привлекательный с точки зрения экономики город или район сливается с отстающим по ряду показателей соседом. История и текущая практика показывают, что система единого управления при решении " пограничных " проблем способна принести больше пользы, нежели когда эти вопросы решаются многоступенчато. Кроме того, объединение исторически связанных муниципалететов в масштабах всей страны путём реструктуризации позволит значительно сократитьрасходы на содержание госсектора, снизит уровень дотационности регионов, уменьшит пространство для развития бюрократии и коррупции.
Вопрос объединения муниципалететов, стоит вновь подчеркнуть, весьма спорный и, несомненно, требует детального изучения с учётом общественного мнения. Однако курс на его реализацию взят в некоторых регионах, в том числе и в ЮФО. Скажем, в Краснодарском крае недавно уже произошли подобные изменения в административно-территориальном делении. В соседнем Ставрополье сейчас всерьез обсуждается вопрос объединения города краевого подчинения Буденовска с историческим соседом- Буденновским муниципальным районом. Весной по этому поводу здесь будет проведён референдум. Как знать, может когда-нибудь и жителям всей прохладненской земли придётся всерьез задаться вопросом : " Мы вместе? "
К. Денисов